Профессор КубГУ Михаил Савва опубликовал инструкцию для некоммерческих организаций, которые могут подвергнуться репрессиям со стороны властей


Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz

Мы – граждане. И мы должны останавливать незаконные действия чиновников даже в очень тяжелых современных условиях.


Некоммерческим организациям России

Для сведения: Общественному совету при Федеральной службе безопасности РФ

Инструкция
по защите от некоторых наиболее репрессивных действий в ходе проверок некоммерческих организаций

Профессор М.Савва. Фото с сайта csr-sozidanie.ru

Профессор М.Савва. Фото с сайта csr-sozidanie.ru

В марте в России начались массовые проверки некоммерческих организаций. В Краснодарском крае, наряду с типичными для других регионов проверками прокуратуры, был использован такой новый способ, как проверки представителями Управления Федеральной службы безопасности целевого характера использования бюджетных субсидий (грантов) поддержки социально ориентированных НКО. Это дало нам возможность изучить применяемые против НКО методы, в том числе незаконные, и дать некоторые рекомендации.

Итак, что делать, если ваша организация выполнила социальный проект (программу) за счет бюджетных средств, а затем к вам пришли сотрудники полиции или Федеральной службы безопасности? Обычно в таких случаях они сразу начинают с изъятия документов организации и компьютеров с информацией. Обратите внимание на формулировку протокола, который вам оставят по итогам этого изъятия. Если в нем есть слова, указывающие на такую цель проверки, как изучение расходования вашей организацией средств субсидии, вы сразу можете сделать сотрудникам спецслужб заявление о совершении ими преступления, предусмотренного статьей 286 Уголовного кодекса России — «превышение должностных полномочий». Вот формулировка из реального протокола: «выявление… противоправной деятельности, связанной с порядком выделения и расходования в 2012 году денежных средств по субсидиям (грантам) администрации Краснодарского края, израсходованных для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций». Что дает вам основание предупредить сотрудников спецслужб о совершаемом ими преступлении (при этом вы выполняете своей гражданский долг)?

Субсидия (грант) в соответствие с законодательством РФ – это передача средств на определенные цели. Другими словами, это сделанный на конкурсной основе подарок вашей организации. Подчеркну, что это не просто подарок, а средства, предоставленные на определенных условиях, изложенных в договоре с грантодателем (это либо Министерство экономического развития России, либо администрация субъекта Федерации, либо администрация муниципального образования). То есть после получения субсидии это уже не средства бюджета, это средства вашей организации. Их невозможно расхитить, потому что они не чужие, а ваши. Худшее, что может произойти с этими деньгами – нецелевое использование. Если средства субсидии были потрачены не на то, что указано в договоре, а на что-то другое, то есть осуществлено нецелевое использование, эти деньги, как предусмотрено законодательством, возвращаются в бюджет.

Вот здесь и начинается самое интересное. Нецелевое использование устанавливается не Федеральной службой безопасности и не полицией! Порядок выделения, расходования и отчетности по субсидиям определен в общем виде Бюджетным Кодексом РФ и детализирован применительно к некоммерческим организациям, получившим средства из федерального бюджета (именно расходование этих субсидий в настоящее время активно проверятся) Постановлением Правительства РФ от 23.08.2011 г. №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

Как в «Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», так и в «Правилах предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций», утвержденных названным выше Постановлением, содержатся следующие нормы: «17. В случае нецелевого использования субсидии она подлежит возврату в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации. 18. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора».

Таким образом, постановлением Правительства совершенно четко определены два федеральных государственных органа, которые контролируют целевое использование субсидий из федерального бюджета. Если ваша организация получила субсидию из бюджета субъекта Федерации, то такое право имеет администрация субъекта. Соответственно, если вы получили субсидию из муниципального бюджета, то целевой характер использования осуществляет администрация муниципалитета.
В законодательстве о полиции и о Федеральной службе безопасности нет ничего, что бы давало этим органам власти контролировать целевой характер расходования субсидии. Напомню, органы власти и должностные лица в России имеют право делать только то, что им прямо предписано нормативными документами. А не то, что им почему-то очень хочется. Поэтому сразу после того, как вашей организации сотрудники ФСБ или полицейские нанесли ущерб (например, изъяли компьютеры с целью фактически проверить целевой характер расходования средств субсидии), вы можете подавать в суд или обращаться в прокуратуру. Указывайте на совершение должностными лицами преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ. Обращение в прокуратуру – слабый вариант действий, поскольку прокуроры в России довольно часто выступают на стороне своих коллег из силовых структур. Но зато отказ прокуратуры признать совершение данного преступления будет в недалеком будущем хорошей иллюстрацией по поводу степени объективности прокуратуры в истории с массовыми проверками НКО.

Предположим, что прокуратура покрывает лиц, совершивших превышение должностных полномочий в форме изъятия у вас оргтехники и документов, и не останавливает преступников. В этом случае сотрудники полиции или ФСБ начинают опрашивать поставщиков вашей организации по социальному проекту. Например, ваша организация заказывала экологические сумки для акции в художественной мастерской. В эту мастерскую приходит группа разболтанных молодых людей со служебными удостоверениями и требует подтверждений, что ваша организация перечислила деньги этой мастерской, а сумки сделаны. При этом молодые люди пытаются дискредитировать вашу НКО, делая заявления типа: «Вот, разворовывают гранты, пилят деньги…». Ну и так далее, на что хватает их фантазии при скудном образовании. Опрос поставщиков или какие-либо другие действия с ними уже совершенно очевидно указывают на то, что спецслужбы занимаются именно запрещенной им проверкой целевого характера расходования средств субсидии. В этом случае обращайтесь с повторной жалобой о совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК России в вышестоящую прокуратуру, указывая на то, что от вашего предыдущего обращения прокурор отмахнулся. Кроме того, указывайте на нарушения должностными лицами законодательства и норм поведения в форме распространения информации, не соответствующей действительности и наносящей ущерб деловой репутации вашей организации.

Возможна ситуация, когда вашу организацию или лично вас «заказали», и сотрудники спецслужб выполняют данный заказ, используя как повод выполненный вами социальный проект. В этом случае возможны любые фальсификации. Помните следующее: вы даже теоретически не могли совершить преступление, связанное с расходованием средств субсидии. А под противоправными деяниями, которые выявляются в ходе оперативно-розыскных мероприятий, подразумеваются только преступления. Выдержка из Определения Конституционного Суда РФ от 22.04.2005 № 198-О: «исходя из смысла Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», его статей 1, 2, 7, части второй статьи 8 и статьи 10, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление. Когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об ином виде правонарушения, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 июля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение оперативно-розыскного мероприятия в силу статьи 2 и части четвертой статьи 10 данного Федерального закона должно быть прекращено».

Мы – граждане. И мы должны останавливать незаконные действия чиновников даже в очень тяжелых современных условиях.

С уважением к своим коллегам из некоммерческих организаций, которые проходят в настоящее время очередное испытание.

Михаил Савва,
профессор КубГУ, член правления Южного регионального ресурсного центра

Для справки: Поскольку проверки используются еще и для дискредитации некоммерческих организаций, информирую, что Южный региональный ресурсный центр с 1 ноября по 15 декабря 2012 года выполнял социальную программу «Построение мира». Наша организация выполнила все обязательства по договору субсидии. ЮРРЦ своевременно и в полном объеме выполнил программу «Построение мира» и сдал отчет об этом в администрацию Краснодарского края. Мы не получили каких-либо претензий по поводу нецелевого использования средств от органов власти, которые имеют право контроля в данной сфере. Более того, социальная программа «Построение мира» заняла первое место в ходе всероссийского конкурса социальных программ «СоДействие» в декабре 2012 г. в номинации «Межнациональные отношения». Программа оказалась успешной, несмотря на активные препятствия, которые нам создавали в ходе работы. Очевидно, мы чем-то помешали местным работорговцам, ведущим нелегальный бизнес по поставке в Россию иностранных рабочих. Так, участникам программы «Построение мира» из числа представителей центральноазиатских диаспор поступали угрозы и требования прекратить участие в программе. Нам еще предстоит разобраться, кто и зачем это делал.

05.04.2013 г.

VN:F [1.9.22_1171]
Оцените материал
Рейтинг: 0.0/5 (учтено: 0 голосов)